Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Мои статьи

Пасхальные открытки: сюжеты

Сюжеты пасхальных открыток разнообразны, но все они связаны с пасхальными традициями. Невозможно представить праздник Пасхи без кулича, пасхи, без разноцветных и искусно расписанных яиц, без целующихся радостных людей. Все эти приметы праздника широко использовались в открытках. Чаще всего изображались пасхальные яйца — и на праздничном столе, и в руках целующихся детей, и в орнаментах, искусно стилизованных под древнерусскую роспись.

Верба

Существует множество пасхальных открыток, на которых изображена верба. Праздничные обряды и обычаи пасхального цикла начинались в России с Вербного воскресенья, отмечаемого за неделю до Светлого воскресенья. Можно сказать, что всё, происходившее в этот день в русском селе, было так или иначе связано с вербой. Освящали вербу обычно в канун праздника или на заутрене. Украшенные цветами и лентами веточки приносили домой, ставили перед иконами на божницу, а на Пасху туда же клали освящённое яйцо.


Пасхальные яйца

Обычай меняться в Пасху красными яйцами восходит к глубочайшей древности. Яйцо как результат жизни в такой «мёртвой» форме, вместе с тем обещающий восстановление из себя новой жизни, есть действительно самая подходящая эмблема или самый понятный символ воскресения: сегодня он мёртв, но в нём таятся скрытые жизненные силы («Жизнь человека в теле, — говорит наш отечественный святитель, — есть начинающаяся жизнь птенца в яйце, которому, по сокрушении скорлупы, открывается высший и обширнейший круг жизни; надобно только, чтобы зародыш птенца был объят, проникнут и возбуждён теплотою крови материнской, то есть надобно, чтобы зародыш небесной жизни в человеке был объят, проникнут и возбуждён животворящею силою крови Христовой» (Филарет, митрополит Московский)).

Было также в древности обыкновение у языческих народов и у иудеев, являясь к важному лицу, особенно в первый раз, подносить ему что-либо от себя в знак уважения и любви. Люди бедные обыкновенно приносили в подобных случаях клади или яйца домашних птиц. Поэтому является вполне правдоподобным предание, что равноапостольная Мария Магдалина, явясь к римскому императору Тиверию, прежде чем начать проповедь христианства, поднесла ему красное яйцо как эмблему, поясняющую её учение.

Обычай дарить яйца на Пасху, христосоваться, перешёл, подобно многим религиозным обрядам, в Россию из Греции. Он в употреблении во всём православном христианском мире. В библиотеке монастыря святого Афанасия, близ Солуня (Фессалоники), есть древний греческий рукописный устав, в конце коего после молитв в день Святой Пасхи говорится следующее: «Читается также молитва на благословение яиц и сыра, и игумен, целуя братию, раздаёт им яйца и говорит: Христос воскресе! Так и мы приняли от святых отцев, которые сие обыкновение от самых времен апостольских содержали; ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного дароприношения».  

 

Но для чего святая Мария Магдалина яйцо окрасила? Может быть, она, как истинная израильтянка, окрасила его по подражанию пасхального обряда евреев, которые, омочив иссопную кисть в крови пасхального агнца, помазывали ею себя и пороги домов своих? Только Мария Магдалина омочила бедный дар свой не в крови агнца (потому что обряд помазания пасхальной кровью был упразднён истинной, благодатной Пасхой), но в бескровном составе, изображающем животворящую кровь Агнца Божия.

Итак, пасхальное яйцо напоминает нам собою один из догматов нашей веры и как бы служит видимым знаком воскресения мёртвых, залог которого есть Воскресение Христа. Красный же цвет, обыкновенно употребляемый при окраске пасхальных яиц, указывает на искупление человеческого рода излиянием крови Богочеловека. Вследствие всего этого, даря друг другу в день праздника Воскресения Спасителя красное яйцо, мы как бы изображаем радость свою о том, что и сами некогда силою Пролившего за нас кровь Свою и Воскресшего из мёртвых освободимся от тления смерти и перейдём в нетленное бессмертие.

Куличи и творожная пасха

Каждый год весь христианский мир празднует великий праздник Пасхи. Каждый элемент праздничного стола — это символ, а три составляющих — крашеные яйца, куличи и творожная пасха стали традиционными в православных странах. Именно православие в современном христианстве является хранителем традиций пасхального празднества, как в духовном, так и в кулинарном смысле.

Кулич, по сути своей — хлеб, который символизирует пищу во всех смыслах. Праздничный пасхальный кулич, конечно же, далёк от чёрного хлеба и являет собой вкусный пирог, скорее похожий на кекс. Часто куличи делают с изюмом и творогом. Кулич изготавливается из самых лучших продуктов. Он должен быть по-настоящему праздничным и сильно отличаться от обычной будничной пищи. На куличах выкладывают тестом или пишут иным способом две буквы — ХВ, что значит «Христос Воскресе!».

 

Творожная масса или пасха — ещё один элемент праздничного стола. По церковно-славянски она называется «млеко огустевшее». На боковых её сторонах изображается крест и буквы «ХВ». Пасха является символом Гроба Господня. Она замещает на праздничном столе ветхозаветного пасхального агнца и напоминает, что время ветхозаветных жертв прошло. Еврейский обычай требовал кровавой жертвы, но Христос Сам принёс Себя в жертву на кресте, поэтому необходимость в кровавых жертвах отпала. Крест и буквы «ХВ» указывают на то, что Христос стал Агнцем, закланным за грехи людей. В прошлом веке иногда пасхальный стол украшался ягнёнком, приготовленным из сахара или масла (впрочем, в некоторых местностях было принято подавать на стол и настоящего жареного ягнёнка).

   

До 18 века творожные массы были неплотными и делались даже не из творога. Скорее это было кислое молоко, которое собиралось всей деревней и сбраживалось. Начиная с 18 века для изготовления пасхи использовали твёрдый творог, сливки или сливочное масло, яйца, сметану и сахар. Кроме этого допускалось включать в пасху орехи, цукаты, изюм и пряности — самые дорогие заморские продукты.

Рисунки резьбы пасочниц могли быть самыми разнообразными, единственное, обязательно должен быть крест, и рисунки должны соответствовать пасхальной и вообще православной символике. А уж православная символика настолько широка, что даёт большущий простор при создании рисунков для пасочниц. Рисунки могли быть как сразу понятными — изображения креста с орудиями страстей, голубя — Святого Духа, храмов и куполов, ангелов, так и глубоко символичными, требующими знания библейских событий и символики. Это, как правило изображения растений — виноградной лозы, символизирующей то Господа, подающего себя в причастии, состоящем из вина и хлеба, то семь таинств Церкви, обозначенных в семи виноградинках лозы, это изображения разнообразных листочков и кустов, отсылающих нас то к терновому кусту — неопалимой купине, одному из древних прообразов Пресвятой Богородицы, то к райскому Дереву Жизни, это и изображение лестницы, обозначающей то наше стремление ко спасению, то также Пресвятую Богородицу, через которую, как по лестнице, сошёл на землю Господь наш Иисус Христос, это и рисунок корабля, который может быть и Ноевым ковчегом, и вообще кораблём житейским на волнах бытия, а то и Церковью, чьим древним символом является корабль.

Гуляния

Издавна с Пасхи гуляния молодёжи переносились на открытый воздух, на все дни Святой недели для простого народа устраивались качели, карусели, балаганы, где давали свои представления комедианты. Везде танцевали, пели, водили хороводы.

Игры с пасхальными яйцами составляли в России одно из главных развлечений. У восточных славян известно несколько видов таких игр, однако у русских наиболее массовым было катание пасхальных яиц — по земле с бугорков или со специальных лотков.Суть игры сводилась к тому, чтобы скатить яйцо с лотка и ударить им другое — из тех, что уже лежали внизу; когда это удавалось, человек брал себе яйцо с земли. Некоторые наиболее удачливые игроки за несколько пасхальных дней выигрывали не один десяток яиц. Катание яиц продолжалось в течение всей Светлой недели, а иногда и дольше, вплоть до Вознесения. Художник Федот Васильевич Сычков (1870–1958) в своих открытках показал подобные пасхальные игры, в том числе и позабытую пасхальную игру — «Кучки».

Апогеем же пасхальных хороводов была Красная горка — первое воскресенье после Пасхи, когда в разных местах России устраивали массовые гуляния с хороводами и играми. Красная горка была также днём свадеб и усиленного сватовства. Все важные моменты празднования отражены в открытках.

История пасхального кролика

Высокий стиль и массовая европейская открытка прекрасно уживались вместе. Европа привила вкус к непонятным, совсем не связанным в массовом сознании с Пасхой образам: зайцы и кролики, фривольные красавицы, малыши, утята, щенки, цыплята. Вся эта несуразица для православного восприятия прекрасно уживалась с нашими сценами пасхального быта. Пасхальный кролик (заяц) является символом Пасхи на Западе, таким же, как в России и Украине — куличи и крашеные яйца.

Дети Европы верят в сказочную историю о том, что пасхальный кролик прячет в своё кроличье гнездо разноцветные шоколадные яйца. История пасхального кролика берёт начало ещё в дохристианской Германии, когда люди поклонялись языческим богам. Наступление весны, а именно, день весеннего равноденствия, было праздником богини плодородия, а символом этого праздника стал кролик как самое плодовитое животное, символизирующее рождаемость. Роль зверька, который прячет яйца, досталась именно кролику, потому что «обычная» курица просто не могла нести такие красивые и яркие яйца.

Существует ещё несколько легенд появления пасхального кролика. Одна из них гласит, что во время Великого Потопа, когда ковчег плыл по волнам, он наткнулся на вершину горы, и в днище образовалась брешь. И пошёл бы ковчег на глубину, если бы не зайчик, который заткнул прореху своим хвостиком. В другой легенде говорится, что, неся яйца, зайцы/кролики как бы искупают свою вину перед людьми за свои весенние набеги на сады и огороды.

Однако, каким бы ни был символ этого праздника, неизменным остаётся одно: Пасха — самый светлый праздник, который приносит счастье, тепло и добро в сердце каждого из нас.

Использованная литература:

  1. Cвятитель Димитрий Ростовский. Жизнеописание равноапостольной святой мироносицы Марии Магдалины.
  2. Антон Матвейчук. История русской пасхальной открытки.
  3. «Пасха, Господня Пасха»; «Живописное обозрение», 1891; «Нива», 1893.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: juliaaaaa (20.03.2017)
Просмотров: 2126 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Подписка:1
Код *: