Главная » Статьи » Мои статьи

История русской пасхальной открытки

Светлое Христово воскресение — торжество торжеств, величайший и самый радостный праздник, древнейший в христианской церкви. Он был установлен ещё во времена апостолов, и от них, как наследие, передано нам пасхальное приветствие: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!».

Накануне Пасхи тысячи пасхальных открыток несли поздравления со Светлым днём тем, кого люди не могли поздравить лично. «Христос воскресе!» — этими словами радости и любви люди спешили поделиться со своими родными и близкими, которые оказались далеко в праздничные дни.

Из всех праздничных открыток — пасхальные — всегда считались самыми красивыми. Открытки были неразрывно связаны с их владельцами и хранились иногда в течение всей жизни как частица прожитого и глубоко ценимого. Ценилась открытка не только как удобная форма почтового отправления, не только как память о родных и друзьях, но и как особый, уникальный вид печатного искусства, не уступающий литографии, эстампу, художественной фотографии

Трудно поверить, но первые пасхальные открытки в России появились только в 1898 г. Они были иллюстрированы четырьмя «весенними» акварелями русского художника Н. Н. Каразина. Выпустило открытки издательство при московской православной общине Святой Евгении. Опыт оказался удачным, открытки охотно раскупали, отправляли по почте, использовали для украшения дома к празднику и бережно хранили. Рисунки для них делали самые известные художники того времени: Билибин, Пимоненко, Бём, Зарубин, Зворыкин, Беренштам и многие другие. Известна от силы одна треть имён художников, работавших в поздравительной открытке. Иногда встречается монограмма автора. В большинстве же случаев работы их остаются безымянными.

Производством открыток скоро занялись и другие издательства, например, петербургское «Ришар» и рижское «Ленц и Рудольф». Именно из Европы на российские пасхальные открытки, помимо традиционных яиц, куличей, храмов, весенних пейзажей и христосующихся людей, попали образы, для России совсем не характерные, например, зайцы или цыплята.

В короткий промежуток 1914–1917 годов у пасхальных открыток появляется новая сюжетная канва, обусловленная внешними и внутренними событиями российской жизни: Первой мировой войной и Февральской революцией.Изображались воины на полях сражений; солдаты, возвратившиеся с фронта; раненые бойцы на больничных койках в госпиталях; сёстры Красного Креста, в том числе императрица Александра Феодоровна и великие княжны; сёстры милосердия и детишки, собирающие гостинцы в действующую армию.

Весной 1917 года неизвестный художник использовал образ красного пасхального яйца, чтобы иносказательно выразить радость по поводу рождения республики рабочих и солдат. Однако вскоре поздравительные открытки к Пасхе на десятилетия исчезли из обихода нового советского общества. Последние пасхальные открытки были изданы уже в советском Петрограде в 1918–1919 годах. В 1918 году во время национализации издательств, магазинов и типографий в руках государства оказалось огромное количество нераспроданных тиражей, в том числе поздравительных открыток — всё это продавалось открыто ещё несколько лет параллельно с активной атеистической борьбой.

Особое значение пасхальные открытки имели для русских людей, оказавшихся за пределами нашей страны. Они бережно сохраняли традиции, связывающие их с Родиной. В 1920-х годах за границей печаталось большое число эмигрантских открыток с художественными репродукциями и очень мало — поздравительных. С 1989 года на территории России началось переиздание пасхальных и рождественских открыток начала XX века и издание новых.

Использованная литература:

  1. Антон Матвейчук. История русской пасхальной открытки.
  2. Татьяна Ивашкова. Открытка на Пасху: История пасхальных открыток.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: juliaaaaa (20.03.2017)
Просмотров: 232 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Подписка:1
Код *: